Ви будете перенаправлені на
українську версію сайту в зв'язку з
Законом про мову
Остаться на русском
2019 выглядит направленно ясно
Какие перспективы мировой экономики в 2019 году? Все довольно просто: рост ВВП будет замедляться, как во всем мире, так и в большинстве крупных стран.
США станет одним из лидеров этой тенденции. Фискальный стимул ослабнет, а нормализация денежно-кредитной политики будет продолжена и окажет давление на экономический рост.
Рост Китая остается стабильным, несмотря на паузу в сокращении доли заемных средств корпораций. По мнению Standard & Poor’s ожидается дальнейшее смягчения политики, поскольку продолжающаяся напряженность в торговле оказывает негативное влияние на инвестиционный климат и бизнес.
Что ожидать от Европы? Опасения по поводу Brexit, бюджет Италии и выборы в Германии накануне кадровых перестановок в европейском правлении – все это отразится на росте экономик ведущих стран-членов. Развивающиеся рынки, экспортирующие новые технологии и нефть, наконец-то выйдут из тени.
Пессимистичные прогнозы обусловлены 2 сценариями:
Отношения Китая и США становятся все более запутанными, хотя за многие годы сотрудничества иногда появлялись небольшие просветы. Встреча Трампа и Си Цзиньпиня на саммите Большой двадцатки в Буэнос-Айресе показала, что торговля – не единственная тема, объединяющая двух гигантов. Президенты не стали повышать тарифы друг для друга, но впереди предстоит еще много работы.
Недавно завершившееся собрание кредитного комитета подтвердило, что в 2019 году возрастет риск появления неожиданностей (доступ к финансированию и долгу) в кредитной сфере.
Несмотря на эту беспросветность, настоящий кризис вряд ли кого-то затронет. Standard & Poor’s рассматривает замедление глобального роста как необходимый и закономерный шаг.
По мнению экспертов, процесс будет правильно организован, а недавние колебания на рынке напомнили о том, что замедление не всегда происходит гладко.
2019 год - четкие планы и ясные перспективы
Прогнозируется, что мировой рост экономики замедлится с шестилетнего максимума в 3,8% в 2018 году до 3,6% в 2019 . Это снижение затронет США и Китай, а на данные страны приходится 40% мирового ВВП, измеряемого по паритету покупательной способности (ППС).
Торговая война не нанесет прямого ущерба обеим странам. Верно и то, что темпы роста двух экономик, которые в наибольшей степени способствуют глобальной экспансии: в Китае и Индии (вклад 55% в мировой ВВП в 2017 году на основе ППС) будут снижаться. В других местах возможны утечки, но они недостаточно велики, чтобы глобально повлиять на рост.
Большая часть действий в 2019 году будет продиктована ростом крупнейшей экономики США, который достиг пика в 4,2% во втором квартале 2018 года. Движущими факторами станут смягчение налогово-бюджетной политики в отношении доходов физических лиц и корпораций, а также продолжение постепенной нормализации ставок Федеральным резервом.
Фискальный импульс рассматривается как умеренно позитивный фактор в 2019 году, если предположить, что Конгресс не увеличит или почти не увеличит расходы бюджета. Что касается ФРС, то прогнозируется 3 повышения ставок в 2019 году. Необходимо учитывать базовые ставки по федеральным фондам - 3,00% -3,25%, а они оказываются выше, чем предполагали политики.
Команда Ченж понимает, что ФРС может ужесточить свою политику на фоне недавнего разгрома на американских фондовых рынках, слабых макроэкономических показателей и высказываний председателя ФРС Джерома Пауэлла.
Пикирующий путь экономики США связан с разрывом объемов производства и изменениями потенциальных темпов роста. Когда циклический поток денег завершается, разрыв по выпуску должен быть равен нулю (в настоящее время он равен 0,9%), а годовой темп роста должен быть равен потенциальному уровню 1,8% (сейчас он равен 3,0%).
Простая арифметика подразумевает, что для сокращения разрыва в выпуске, экономика должна не только замедлиться до своего потенциального темпа роста, но и упасть ниже него. Это позволит сократить разрыв в выпуске до нуля.
Важно отметить, что происходящие события необязательно означают рецессию. Все зависит от того, насколько быстро закрывается выходной разрыв. Например, чтобы устранить разрыв в выпуске в 1%, экономика может расти на 1 пункт медленнее, чем потенциал в течение одного года (со скоростью 0,8%), или на 2 процентных пункта медленнее, чем потенциал в течение двух кварталов (сокращение на 0,2%).
Первый вариант не похож на рецессию, а вот второй – с огромной вероятностью, по крайней мере, в соответствии с широко используемым определением отрицательного роста.
История роста в Китае, вероятно, будет менее драматичной, чем в США. Понятно, что усилия по снижению доли заемных средств, начавшиеся в конце 2016 года, оказали влияние на экономический рост и настроение в масштабах всей экономики больше, чем планировалось. Кроме того, расширяющаяся торговая война с США еще больше ослабила доверие, омрачая перспективы на 2019 год.
Китайское правительство, временно прекратившее свою работу, потратило время на переосмысление выбранных стратегий. Оно приняло ряд мер по смягчению политики, включая снижение размеров обязательных резервов для небольших банков и принятие налоговых стимулов в виде увеличения расходов на инфраструктуру.
Чистый эффект на сегодняшний день небольшой - рост в 3-м квартале 2018 года составил 6,5%. Есть некоторые опасения, что текущая политическая активность окажется слабее, чем в прошлом периоде. Тем не менее, по-прежнему заметен стимул, сдерживающий падение. Это приводит к постоянному и устойчивому снижению официальной цели в 2019 году и зарегистрированного роста.
В Standard & Poor’s отмечают, показатели экономического роста в Европе в 2019 году будут снижаться, а в центре внимания окажется - внутренний спрос, считающийся одним из главных драйверов деятельности.
Потребление выиграет от падения безработицы, роста заработной платы и снижения цен на энергоносители. Бизнес-инвестиции получат выгоду от стабильного роста кредита, которому способствуют слабые финансовые условия и высокая загрузка мощностей.
Команда Ченж Киев предполагает, что слабость в 3-м квартале 2018 года была временной (учитывая, что экономика Германии сократилась из-за резкого падения производства автомобилей). Прогнозируемый рост составит: +1,6% в 2019 году с +1,9% в 2018.
Аналитики продолжают учитывать «мягкий Brexit» в своих базовых расчетах, но последние события указывают на то, что о нем можно забыть.
Уровень инфляция в Еврозоне, вероятно, упадет в 2019 году из-за более низких цен на нефть, но базовые показатели могут сойтись с прогнозной целью, близкой, но ниже, 2%. Европейский центральный банк (ЕЦБ) намерен завершить свою программу покупки облигаций, и ожидается повышение первоначальной ставки в третьем квартале 2019 года.
Тем не менее, денежно-кредитная политика ЕЦБ останется компромиссной:
реинвестирование активов с наступающим сроком погашения со специальной программы покупки облигаций;
сохранение общей ликвидности банков благодаря процедуре поэтапного финансирования.
Предоставление ликвидности может происходить в сжатые сроки, поскольку в условиях текущей денежно-кредитной политики нет серьезных оснований для возобновления третьего раунда целевых долгосрочных операций рефинансирования (или TLTRO, которые по сути представляют долгосрочные банковские кредиты по очень низким ставкам).
Основные развивающиеся экономики, за исключением Китая, вероятно, притормозят в текущем году, но ВВП Индии продолжит расти. В стране планируются выборы, а потому не стоит удивляться + 7,4% в фискальном 2019 году. Индийская экономика почти не пострадала от недавних колебаний на мировом рынке, а также роста и падения цен на нефть.
Рост в Индонезии, похоже, останется на уровне около 5% из-за кумулятивного эффекта от повышения процентных ставок и неопределенности в преддверии выборов в 2019 году.
В Бразилии выборы президента Болсонаро, прошедшие в октябре, были позитивно восприняты финансовыми рынками. Улучшение внутренних условий за счет более низких процентных ставок по государственному и внешнему долгу сыграло большую роль.
Тем не менее, сохраняется осторожность, учитывая сложность утверждения комплексной пенсионной реформы, которая необходима для полного оживления экономики.
Команда Ченж считает, что прочная основа макроэкономической политики России позволит ей безболезненно преодолеть «санкционный шок».
Ожидается замедление роста ВВП в 2019 году до 1,5% с 1,7% в 2018. Это обусловлено увеличением ставки НДС, замедлением роста реальной заработной платы и ужесточением условий кредитования.
В Турции наблюдается стремительное падение ВВП. Снижение стабильности лиры и резкий рост инфляции привел к огромным привело к огромным колебаниям текущего счета - к дефициту в 7% ВВП в первом квартале 2018 года.
Обмен валютЧенж прогнозирует рост всего на 0,5% в 2019 году.